|
|
![]() | |||||||||
| |||||||||||
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Темперамент дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. В его основе лежат свойства нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях. В жизни темперамент в чистом виде (т.е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты все равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание при выборе стратегии эффективного взаимодействия с ребенком. Воспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переработать темперамент. Если методы и средства воспитания не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента ребенка, то дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Но при любом темпераменте можно воспитать все необходимые положительные качества личности и поведения. Правильное воспитание - в контексте проблем темперамента - должна заключаться в том, чтобы в процессе формирования личности закреплять позитивные и тормозить негативные качества темперамента, характерные для конкретного ребенка. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоничное развитие каждого ребенка.
Темпераменты: - меланхолик; - сангвиник; - флегматик; - холерик.
Анкета «Какой тип темперамента у вашего ребенка»
1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка? а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность, гибкость, б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие. в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.
2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно? а) В основном положительные эмоции. 3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка? а) Средний.
4. Как переносит ваш ребёнок наказание? а) Спокойно.
а) Любопытен.
а) Любые, но чтобы « жизнь била ключом».
а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.
а) Душа компании (по выбору детей).
а) В зависимости от ситуации.
10. Как ваш ребёнок усваивает новое? а) Легко и просто.
а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка? а) Средняя (устаёт соответственно деятельности).
а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.
а) Движения уверенные, точные ритмичные.
а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.
а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.
а) Адоптировался легко и быстро.
а) Ваш ребёнок – сангвиник,
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента. Рекомендации: Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи и педагоги придерживались единой стратегии воспитания. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Рекомендации: Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.)
Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. Рекомендации: Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т. д. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. У такого ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. Рекомендации: Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т. д. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. У такого ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. Рекомендации: В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Старайтесь выводить флегматика «в люди»: в музеи, на выставки, в театр – пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Помогайте выражать свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Ребенку – флегматику легко можно доверить какое-либо дело, так как он очень ответственен и добросовестен. | |||||||||||
| |||||||||||
|